Организатор публичного обсуждения проекта – концерн «Белгоспищепром».
Публичное обсуждение проекта осуществлялось в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 17 по 27 июня 2025 г.
Вид публичного обсуждения - общественное обсуждение.
Количество участников общественного обсуждения не было ограничено, любое заинтересованное лицо могло высказать свои замечания и предложения.
Всего по проекту поступили 75 сообщений от 36 пользователей, содержащих как общую оценку проекта Закона, так и конкретные предложения и замечания по его доработке.
Все предложения и замечания внимательно изучены и проработаны рабочей группой по подготовке комплексного проекта нормативного правового акта об организации эффективного контроля за производством и реализацией (оборотом) продукции, альтернативной сигаретам, созданной приказом концерна «Белгоспищепром» (далее – рабочая группа), в состав которой входят заинтересованные государственные органы и организации, на предмет возможного их учета.
Так, не нашли поддержки членов рабочей группы предложения пользователей о необходимости полного запрета производства и оборота изделий, жидкостей, систем на территории Республики Беларусь, об исключения из проекта Закона обязательного лицензирования производства и оборота изделий, жидкостей, систем, о смягчении лицензионных требований на оптовую торговлю, о расширении субъектного состава лиц, имеющих право на импорт, оптовую и розничную торговлю такими изделиями, жидкостями, системами, так как входят в противоречие с целью проекта Закона, поручением Главы государства, данного на совещании 5 августа 2024 г., в части ужесточения требований к обороту и потреблению продукции, альтернативной сигаретам, и выработанными Правительством подходов по государственному регулированию производства и оборота изделий, жидкостей, систем.
Кроме того, в связи со сложностями определения территориальных границ и нарушением гражданских прав собственников имущества, не учтены предложения об ограничениях (запретах) потребления (использования) изделий, жидкостей, систем:
- на балконах многоквартирных домов; в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, общежитий; в студиях менее 20 кв.м;
- в автомобилях, если в них присутствуют дети в возрасте до 18 лет;
- в туалетных комнатах, расположенных в общественных и производственных зданиях; в комнатах для курения с неработающим (не функционирующим) оборудованием отдельной приточно-вытяжной системы вентиляции;
- в нежилых помещениях, закрытых помещениях, вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);
- в общественных местах, иных местах массового скопления людей на открытом воздухе; в спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий;
- в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах, на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена.
По вышеперечисленным причинам не учтены предложения пользователей о запрете продажи изделий, жидкостей, систем:
- ближе, чем пять км от ближайшей школы;
- в киосках, магазина менее 100 м2;
- на расстоянии ближе 1 км от учреждений образования, спортивных объектов, социальных приютов для детей, детских больниц.
Кроме того, пользователями предложено: указание кодов ТН ВЭД ЕАЭС на нетабачные изделия, на которые распространяются требования проекта Закона; дополнить определениями терминов «специальные места (на открытом воздухе) для курения» и «комнаты для курения (изолированные помещения для курения)»; указание на потребительской упаковке (листе-вкладыше) табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, информации о наркотическом характере и смертельной опасности в результате потребления (использования) табачного изделия и воздействия табачного дыма; декларирование и регулирование объемов производства и оборота нетабачных изделий. Данные предложения не поддержаны рабочей группой в виду того, что не являются предметом регулирования проектом Закона.
В рамках публичного обсуждения высказаны предложения о включении в проект Закона положений, регулирующих права и обязанности субъектов отношений, а также мер по созданию условий для охраны здоровья граждан, вопросов обеспечения их прав на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма, реализации системного подхода при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака, по аналогии с Федеральным Законом № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Вместе с тем данные предложения не поддержаны, как не соответствующие целям и задачам проекта Закона.
Концерн «Белгоспищепром» выражает благодарность всем участникам общественного обсуждения за неравнодушную позицию актуальной проблемы в отношении неоднозначных последствий для здоровья человека, особенно для молодежи, в результате широкого распространения и потребления (использования) изделий, жидкостей, систем, с помощью которых никотин проникает в организм человека, а также за внесенные замечания и предложения по проекту Закона.