Предприятия концерна «Белгоспищепром» непрерывно работают над поиском и выходом на новые рынки сбыта для увеличения реализации товаров на экспорт, однако именно внутренний рынок является приоритетным для поставок продукции собственного производства.
Основные усилия в области дистрибуции направлены на укрепление позиций в конкурентной борьбе за место на полке и внимание отечественного потребителя. По данным о реализации за 2023 год можно говорить, что в среднем 70 % произведенной подведомственными предприятиями продукции поставляется на внутренний рынок.
О
принимаемых мерах по первоочередному его насыщению товарами отечественного
производства мы решили побеседовать с начальником управления координации поставок на
внутренний рынок и внешнеторговой деятельности Игорем Груцо.
– Игорь Юрьевич, на
заседании Совета концерна мы все слышали довольно позитивные итоги прошлого
года.
– Верно, данные по
итогам 2023 года свидетельствуют о том, что он сложился для концерна достаточно
успешно в плане выполнения основных целевых показателей работы. Обеспечен темп
роста производства в натуральном выражении по сахару –115,5 %, кондитерским
изделиям – 106,2 %, консервам для детского питания – 103,4 %. Если говорить в
целом, то задача отечественных предприятий – обеспечение продовольственной
безопасности Республики Беларусь, выпуск качественной продукции для
удовлетворения спроса различных целевых групп покупателей, представленность во
всех ценовых сегментах. И задача эта решается довольно успешно.
– Какова динамика
по темпам поставки продукции производства предприятий концерна «Белгоспищепром»
на внутренний рынок по прошлому году?
– Вы знаете,
положительная динамика сохранилась в 5 отраслях: кондитерской,
пищеконцентратной, алкогольной, пивоваренной и консервной. По нескольким
отраслям темпы поставки несколько снизились по сравнению с уровнем 2022 года.
– С чем это
связано?
– В основном это
вызвано объективными причинами. Давайте по порядку. Снижение объемов реализации
соли и сахара обусловлено тем, что в 2022 году наблюдался ажиотажный спрос со
стороны населения на данные виды продукции. Можно сказать, что в 2023 году рынки
сахара и соли вернулись к привычным объемам, так что это нормальный процесс.
Cнижение отгрузок дрожжей обусловлено падением
покупательского спроса на данный вид продукции как для использования в домашних
хозяйствах, так и на готовые мучные изделия. Приведу данные Белстата: если в
2020 году потребление хлебобулочных изделий на душу населения составило 1,16
кг, в 2021 году – 0,9 кг, то в 2022 году – 0,7 кг.
– Белорусы стали
есть меньше хлеба и булок?
– (Смеется).
Статистика показывает, что да.
– Прошлый год стал
непростым и для кондитерской отрасли, поскольку здесь наблюдается самый высокий
уровень конкуренции. Верно?
– Да, в условиях
жесткой борьбы с транснациональными корпорациями предприятия концерна
«Белгоспищепром» вышли на положительные темпы роста продаж в целом по группе
кондитерских изделий. Речь не идет о глобальной экспансии зарубежных
производителей кондитерских изделий, однако объем импорта сохраняется во всех
категориях сладостей. По итогам года в Республику Беларусь было ввезено почти
100 тысяч тонн кондитерских изделий, а это достаточно много. К сожалению, это
привело к снижению удельного веса отечественных кондитерских изделий в 2023
году.
– Хотелось бы
узнать и изменение пропорций в поставке кондитерских изделий из других стран.
– Сразу скажу, что
наибольший удельный вес в общем объеме импорта занимает Российская Федерация –
около 90 %. Среди прочих
стран-поставщиков кондитерских изделий можно выделить Турцию, доля которой
увеличивается на фоне роста общего объема импорта. В 2022 года удельный вес турецких
сладостей в импорте составлял 4,5 %, по итогам 2023 года – 5,5 %.
– Отдельная тема – реализация
сахара: как импорт, так и экспорт. Как складывается ситуация здесь?
– В целом, реализация
сахара за 2023 год составила 117,8 %, в том числе на внутренний рынок – 95,2 %.
Однако, как я уже упоминал, мы наблюдали стабилизацию рынка сахара в прошлом
году. Гораздо важнее другое – все заявки на поставку сахара как для целей
торговли, так и для промышленной переработки выполнялись в полном объеме. Кроме
того, уже третий год подряд практически 100 % внутреннего рынка обеспечивается
отечественным сахаром. Уверен, 2024 год не станет исключением.
– Игорь Юрьевич, и
последний вопрос: одной из задач, которые стояли перед предприятиями концерна,
было создание и выпуск импортозамещающей продукции. Что удалось сделать в этом
направлении?
– Объем продукции,
изготовленной с целью замещения зарубежных аналогов, составил в прошлом году около
1/3 всего объема товаров, произведенного предприятиями концерна. Достигнут рост
к предыдущему году по сопоставимой номенклатуре в размере 102,4 %. На этот год
в План мер по импортозамещению включены следующие позиции: энергетические напитки, вафельные
трубочки с начинкой, конфеты с жидким центром, конфеты без сахара с протеином,
пиво, текила, виски, ром и так далее.
– Заметно, что
производство не стоит на месте, технологи постоянно балуют нас новинками. Что
ж, будем ждать, чтобы попробовать! Спасибо Вам за беседу!