Главная / Новости
Новости
16.02.2024

Александр Герасенко: «Мы увеличили процент закрепления молодых кадров в организациях до 80 %»

 Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, где обсуждались насущные вопросы работы данной отрасли.

Приняли окончательные решения по организации вступительной кампании в вузы, разобрались со школьным образованием. В этой теме поставили точку. Теперь надо дошлифовать конкретные подходы, отметил Александр Григорьевич. Глава государства поставил основную задачу перед присутствующими: белорусская молодежь должна учиться и работать в Беларуси.

Чтобы обсудить вопросы подготовки и переподготовки кадров для предприятий концерна, я обратилась к Александру Герасенко, начальнику управления правовой и кадровой работы концерна «Белгоспищепром».

 

Александр Владимирович, руководители и специалисты аппарата концерна и руководящие кадры организаций, а также лица, включенные в резерв руководящих кадров, как правило, проходят повышение квалификации и переподготовку в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Верно?

– Да, верно, это происходит, как правило, 1 раз в 3 года. Для обеспечения непрерывного повышения профессионального уровня руководящих кадров, в том числе назначаемых на новые должности, предусматривается обязательное повышение их квалификации в течение года после назначения. Повышение квалификации руководителей и специалистов осуществляется с периодичностью не реже одного раза в 5 лет, специалистов маркетинговых, внешнеэкономических – 1 раз в 3 года.

– Перечислите основные учреждения образования, с которыми взаимодействует концерн.

– Это Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, Белорусский государственный экономический университет, Республиканский институт высшей школы, Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Гродненский государственный аграрный институт, Институт «Кадры индустрии», Учебный центр Министерства финансов Республики Беларусь.

Далее назову колледжи: Слуцкий государственный колледж, Молодечненский государственный политехнический колледж. Кроме того, активно сотрудничаем с учреждениями образования других стран, учитывая высокий уровень их научной базы, по вопросам проведения курсов и краткосрочных семинаров для технологов организаций масложировой, сахарной и винодельческой отраслей.

– Какова тематика семинаров по обучению руководителей и специалистов организаций?

– Направлений на самом деле достаточно много: работа с обращениями граждан и юридических лиц, проведение закупок, активные продажи, антимонопольное регулирование, правовые вопросы деятельности, бухгалтерский учет, организация идеологической работы, качество продукции.

Кроме этого, мы направляем на курсы повышения квалификации специалистов по сырью, маркетингу и ВЭД, бухгалтеров, экономистов, технологов – и опять же в том числе за пределы нашей республики.

Скажите пару слов об обучении рабочих кадров.

 В каждой организации оно осуществляется в соответствии с ежегодно утвержденным графиком. Понимаете, с учётом специфики отраслей, входящих в состав концерна, около 40 % подведомственных организаций проводят обучение рабочих непосредственно на производстве. Здесь и подготовка рабочих, не имеющих профессии, и переподготовка для лиц, имеющих не соответствующую требуемой профессии, и обучение второй (смежной) профессии, и повышение квалификации рабочих для присвоения разряда.

         Как правило, обучение осуществляется в основном по технологическим профессиям с учётом специфики пищевых производств. Обучаем варщиков, купажистов, фильтровальщиков, солодовщиков, аппаратчиков, машинистов расфасовочно-упаковочных машин, оформителей готовой продукции, приемщиков-сдатчиков пищевой продукции и так далее.

В ходе проведенного совещания Глава государства отдельно останавливался на необходимости обновления учебных программ. Принимают ли участие специалисты концерна в данной работе?

– Конечно, концерн при поддержке Республиканского института профессионального образования организует работу по разработке учебно-программной документации для непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), по которым проводится обучение на производстве.

Ежегодно в различных формах обучения задействовано около 2-х тысяч работников подведомственных организаций.

В настоящее время с целью обеспечения сахарной отрасли квалифицированными рабочими кадрами прорабатывается вопрос по открытию с 2025 года подготовки на уровне профессионально-технического образования в учреждении образования «Слуцкий государственный колледж».

Наверное, мало подготовить хорошего специалиста, необходимо, чтобы он закрепился на первом рабочем месте…

 Вы правы. Ежегодно в организации концерна трудоустраивается 150–200 выпускников учреждений образования республики. В прошлом году принято 155 молодых специалистов. Для их успешной адаптации широко развивается наставничество, то есть за молодыми рабочими закрепляют кураторов из числа высококвалифицированных работников, передающих многолетний опыт работы и тонкости специфики производства. Это давно практикуется в СП «СПАРТАК», СОАО «Коммунарка», ОАО «Криница», ОАО «Жабинковский сахарный завод», ОАО «Минский маргариновый завод», ОАО «Лидапищеконцентраты», ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» – управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП», ОАО «Скидельский сахарный комбинат», ОАО «Мозырьсоль».

Кроме того, в каждой организации с учетом ее финансово-экономических возможностей создаются условия для продолжения образования, повышения профессионального уровня, занятий спортом, проведения досуга и самореализации в творческой деятельности, а также установлена определенная система мер материального и морального стимулирования работников.

Дополнительные меры поддержки работников, установленных сверх норм, предусмотренных законодательством, включены в коллективные договора в раздел «Социальная защита молодежи».

И каковы результаты всей этой работы?

– Мы увеличили процент закрепления молодых кадров в организациях до 80 %. Вы должны еще понимать, что значительная часть организаций концерна расположена в городах районного типа и поселках, где непросто решаются социальные и жилищные вопросы, что накладывает ряд негативных последствий на подготовку и закрепление кадров в коллективах. Поэтому широко используется целевая подготовка специалистов и заочная форма обучения.

– Можете ли Вы назвать примеры, когда наши предприятия оказывают помощь учебным заведениям?

– Да, конечно. Например, в целях укрепления материально-технической базы учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» оказана материальная помощь ОАО «Красный пищевик». Организации масложировой отрасли оказывают помощь в обеспечении лабораторий учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» наглядными материалами – рафинированное масло, шрот, жмых – для их изучения и исследования на практических занятиях студентами по специальности «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов».

Кстати, преподаватели указанного учреждения образования повысили свою профессиональную компетентность посредством стажировки в концерне и организациях: ОАО «Минский маргариновый завод», ОАО «Витебский МЭЗ», ОАО «Гомельский жировой комбинат».

Наверное, некоторые критические замечания у Вас по данной теме тоже имеются?

– Тут скорее хочется не критиковать, а высказать пожелания. Понимаете, не всегда качество подготовки кадров отвечает современным требованиям производства, хочется большей практикоориентированности. Как этого достичь?

Во-первых, создавать в учреждениях образования оптимальные условия модульного принципа освоения образовательных программ, позволяющие осуществлять двухуровневую подготовку специалистов, востребованных в организациях-заказчиках кадров.

Во-вторых, провести процесс интеграции профильных учреждений образования и организаций отрасли различных типов и форм собственности, формировать партнерские (договорные) отношения с организациями, входящими в интеграционную систему.

В-третьих, необходим пересмотр системы анализа потребностей рынка в конкретных специалистах с учетом перспектив развития этих отраслей.

Далее. Почему бы не внедрить вариативные образовательные программы? И обязательно включать в них ознакомительные экскурсии в организации, встречи с работодателями, предоставление временной (сезонной) работы с целью ознакомления с особенностями производства?

Необходимо также шире создавать оснащенные учебные классы в организациях, что позволит привлекать без отрыва от производства ведущих специалистов организаций, использовать в учебном процессе современные достижения науки и техники.

Я знаю, что при концерне «Белгоспищепром» действует секторальный совет квалификаций. Что это за структура?

Совет осуществляет координирующее взаимодействие системы образования и организаций пищевой промышленности по вопросам кадрового обеспечения, в состав которого включены представители учреждений образования: Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий и филиала РИПО «Молодечненский государственный политехнический колледж». Согласно плану работы совета в 2024 году планируется подготовить профессиональный стандарт по рабочей профессии для кондитерской отрасли.

– Спасибо за беседу!

 



К списку